Финляндия. Вааса

Медвежий угол на западе Финляндии. Назван в честь шведского и польского королевского рода Васа (как и знаменитый галеон из стокгольмского музея).




После смерти Николая I Вааса был переименован в Николаистадт и носил это название до 1918 года. Поэтому во времена Российской империи город неплохо отстроили. Кульминацией в 1915 году стала огромная водонапорная башня.




Много старых домов с гармоничной архитектурой, к которым никто не приделал уродливых мансард.




Очень любили в Николаистадте дома с башенками.





Здание магистрата.




Северный модерн с рогатыми крокодилами.




Действующее здание тюрьмы XIX века.




Православная церковь св. Николая.



В городе сохранилось много уютной деревянной архитектуры.










Местами старые дома теснят новостройки.




Особенно впечатлила серия домов железнодорожников на улице Pitkänlahdenkatu.








Еще один ЖД-дом неподалеку.




Через весь город к разным предприятиям разбегаются очень ухоженные служебные пути.




Нельзя поставить обычную вышку ЛЭП — нужна оригинальность.




Лисичка и серп с молотом.




Конструктивизм.




Невероятно печальная застройка главной торговой площади. Привет из 1970-х годов.




Современные кварталы с намеком на китайскую ансамблевую храмовую архитектуру.




Но, пожалуй, главная градостроительная особенность Ваасы — уютные бульвары.




Переходов на пересечениях с улицами, к сожалению, не предусмотрено. Но кому надо — перебегают без последствий.




Не менее приятно выглядят и обычные регулярные улицы.




Современный план Вааса получил после опустошительного пожара 1852 года. Автору плана, Карлу Акселю Сеттербергу, установлен памятник.




Бульвары заходят даже в те края, где не осталось старой архитектуры.




Шаг в сторону — начинается природа.




Буи на набережной.




Вид на город через бухту Ботнического залива.




В Финляндии впечатлила система сдачи бутылок Palpa. Вся пластиковая, металлическая и стеклянная тара для напитков снабжена маркировкой с суммой денег, которую можно получить за сдачу. В отличие от российского неудавшегося эксперимента с «Фандоматами» в конце 2000-х годов, финны подошли к задаче с умом. Цена возврата включена в цену напитков. В России никто не хотел сдавать бутылки за 10 копеек. А вот 20 центов за 0,5 пластиковую бутылку и несколько евро за пустую бутылку вина — уже как-то грех не сдать. В 2016 г. финны возвращали таким образом для переработки 88—96% бутылок.






Принимают бутылки в тех же самых аппаратах, что были у «Фандомата». Стоят они в супермаркетах, но выдают не наличные деньги, а чек на скидку в супермаркете. В итоге все рады: оператору Palpa не нужно платить аренду за устройства, магазины сами с удовольствием их размещают у себя. Покупателям выгоднее сдавать бутылки, чем выкидывать их в урну.




Городской транспорт.




Вааса — тупиковый пункт маршрутной ЖД-сети Финляндии, население города — всего 58 тысяч человек. Но сюда ходят из Хельсинки скоростные поезда Pendolino.




Обычный салон.




Розетки и отрывной пакетик у каждого места.




Но лучшее в Ваасе — природа. Добраться до входящего в список ЮНЕСКО архипелага Кваркен вне летних месяцев оказалось очень сложно. Но и лес Ожен, куда можно дойти пешком из города, очень понравился.




Тропинки.








Муравейник в человеческий рост.




Камни.








Впервые застал себя за фотографированием грибов.












Все такие красоты есть и в российской Карелии, но там не будет ни тропинок, ни указателей, ничего не будет.