Швеция. Железные дороги

Железные дороги Швеции показались достаточно неплохим примером грамотной приватизации железнодорожного хозяйства. По крайней мере, с виду: поезда ходят быстро и по расписанию, обслуживается всё достаточно сносно. Кроме того, Швеция — одна из немногих стран, разработавших самостоятельно скоростной поезд X2, на котором также удалось прокатиться.

Первый попавшийся поезд - Arlanda Express, следующий от аэропорта Арланда в Стокгольм. Доезжает он от аэропорта до города за 20 минут, на главном сайте обещают, что если поезд задержится более чем на две минуты — в следующий раз можно будет прокатиться бесплатно. Но поскольку поезда ездят по выделенной линии, сэкономить таким образом 250 шведских крон (чуть более 1000 рублей) на билет удается нечасто. Интервалы — 15 минут, в среднем. Билет действителен на любой рейс около года после покупки, бывают также всякие скидки типа билета выходного дня туда-обратно.

Эти поезда производства Alsthom 1998-1999 года примечательны еще тем, что это единственный шведский железнодорожный ПС, рассчитанный на высокие платформы.




Салон вполне обычный для аэропортового экспресса: полки для багажа, неповорачиваемые сиденья. Есть розетки, но вай-фай отсутствует.




За несколько дней до этого возвращался на веларо из жаркого задымлявшегося Ленинграда в задымленную и напрочь раскаленную Москву. Арланда Экспресс разогнался до большей скорости, чем сапсан на главном ходу ОЖД. Было смешно.




Но Арланда Экспресс — это отдельная компания, а главный ЖД перевозчик называется SJ AB. Фактически это пассажирский ошметок государственной Statens Järnvägar, сформированный после приватизации в 2000 году. Тогда на базе единого оператора появилась SJ, куча мелких пассажирских компаний, грузовой оператор Green Cargo, и прочие. Пути, вокзалы и обслуживание также принадлежат отдельным фирмам.

Это билет SJ AB. С 2009 года, как и в России, для покупки билета требуют имя. Не паспортные данные, конечно, но имя с фамилией на билете указывают. Повод такой же: пресечь спекуляцию билетами. С ними в Швеции достаточно туго: порою билет на нужную дату нельзя купить за несколько дней до поездки в любом классе, на любой поезд. Брать билеты лучше всего на сайте, причем при покупке заранее есть неплохие скидки. 750 крон (80 евро) за второй класс обычного поезда от Стокгольма до Гетеборга — зверство. Если заранее и по интернету, такой билет обойдётся в 40 евро.




Ну а этот красавец, собственно, и есть шведский скоростной поезд X2. Создавались и производились эти поезда в начале 90-х и на испытаниях разгонялись до 274 км/ч, однако в регулярной эксплуатации ездят не быстрее 200 км/ч по той же причине, что в России: выделенных скоростных линий в Швеции нет, и по одним путям ездят и грузовики, и обычные электрички, и X2. Особо не разгонишься.




Шведы пытались предложить их австралийцам и американцам , те покатали их в регулярной эксплуатации, но в конце концов, покупать отказались. С 1997 по 2007 год их эксплуатировали в КНР в Гуаньчжоу. Кстати, в отличие от веларо, TGV или синкансэнов, X2 — это локомотив с вагонами. Чего не видно на фотографии, так это машиниста, в Швеции поезда очень часто водят женщины.




Тут виден вагон-бистро и механизмы наклона кузова. С поездами с наклоном ездил и раньше, но на X2 совершенно иные впечатления: особенно когда поезд наклоняется над озером и в окне не видно ничего кроме воды. Или наоборот, когда окно заполняет небо.




Чтобы попасть внутрь, нужно взобраться по ступенькам.




Салон первого класса.




Туалет для инвалидов.




В первом классе есть электророзетки (тут они чуть прикрыты одноразовыми пакетами для мусора) и бесплатный вай-фай (вход по паролю, которым служит номер билета). В некоторых вагонах второго класса тоже есть вай-фай, но платный.




Сиденья в первом классе. Во втором все тоже самое, только без розеток, и все ряды по два сиденья. По ходу движения они не разворачиваются.




Рядом с окнами несколько раз замечал вспухший пластик. Еще неприятно удивило, что при въезде на большой скорости в тоннель до боли закладывает уши. Видимо, какие-то проблемы с герметизацией и давлением в салоне. На Синкансэнах чувствовалось, что стенки вагона сжимаются при въезде в тоннель или когда рядом поезд проносится, но никаких неприятных физиологических ощущений это не вызывало.

Вскоре X2 собираются заменять на Bombardier Regina.




Обычные поезда тянут вот такие локомотивы Rc6. Максимальная скорость у них от 130 до 160 км/ч.




Чёрный цвет им к лицу.




Встречаются и другие расцветки.




Чёрный цвет идёт и вагонам.




В некоторых вагонах есть отделение для почты. Обычные поезда InterCity душноваты, в них нет кондиционера. Еще под конец поездки там порядочная помойка. Вообще удивили местные нравы: шведы спокойно встают в ботинках на сиденья, чтобы снять с полок сумки, и при этом могут запросто пройтись босиком до туалета.




В Стокгольме прямо рядом с центром (Гамластаном) есть неплохой вид на ЖД.




Это, к примеру SL X60: пригородный поезд стокгольмской транспортной компании SL, они объединены по тарификации с метро, автобусами и трамваями.






Двухэтажник SJ X40 (Alstom Coradia) в Норчёппинге. Между прочим, рассчитанный на 200 км/ч.




А это обычный старый пригородный электропоезд SJ X12.






Он же, но частного оператора.




В Гетеборге пригородные поезда свои. Этот, например Oresundtrain. Каждая частная компания заказывает тип ПС, который ей нравится.



А это старый рельсовый автобус SJ X16, переделанный в дрезину. На фотографии X16 в Википедии виден старый логотип Statens Järnvägar. Наверное, его сменили, поскольку не хотели быть похожими на РЖД. А те спустя семь лет тоже сменили логотип на PID, потому что идиоты.



<< Общественный транспорт Гётеборга << Норчёппинг
Можайск >> Голутвин >>