Стокгольмское метро

Стокгольмская подземка восхищает не меньше парадных станций Московского или Ленинградского метро. Благодаря скалистым породам станциям можно придать оригинальный и таинственный облик. Это, например, станция Rådhuset (Ратуша).






А это переходы на Kungsträdgården.






Или вот, пожалуйста, Solna centrum.




С очень удачными диорамами.






И остроумной обработкой всяких служебных решеток и дверец.




Секрет хорошего дизайна прост: все красивые станции в городе были построены в 70-90-х годах, когда средств трехмерной визуализации, которыми увлекаются отечественные дизайнеры из всяких Метрогипротрансов, просто не существовало. Художники и архитекторы работали с бумажным холстом и материалом напрямую.

Stadshagen.




Или снова Kungsträdgården.




Статуя и колонны не просто так — они взяты со зданий, которые были снесены при перестройке Стокгольма в 60-е годы.






Под землей имеются автоматы с напитками и едой, а также указатели север-юг, хотя для навигации они бесполезны.




Выход из станции.




К сожалению, подобные картинки отражают только одну сторону Стокгольмского метро (или tunnelbana). Красиво выглядят далеко не все станции. Skanstull, к примеру, никто даже не собирался как-то особенно оформлять, и таких станций большинство.




Единственным заслуживающим вниманием элементом оформления на наземной станции Gamla Stan у старого города, которую не миновать ни одному туристу, является вот эта решетка. Все остальные решетки как решетки — а эту делали под LSD.




Ну ладно, не страшно. Выйдем на улицу из той же станции — ба-бах. Кто-то опрокинул перила с корнем.




Может, нам показалось? Вернемся на Solna Centrum. Витрина с лосём?




Разбить, засунуть в дырку мусор.




На худой конец, можно нацарапать на стекле граффити.




Основная станция на синей ветке, T-Centralen, — одна из парадных.




Но потолок с росписями в ней уже обваливается.






С 90-х годов в Стокгольме не было открыто ни одной новой станции метро, а одной схемы достаточно, чтобы оценить не самую удачную трассировку линий. Во-первых, они все замыкаются на центральном вокзальном узле, а во-вторых, изобилуют разветвлениями, из-за которых часто встречаются задержки в движении поездов. По вечерам поезд в сторону нужного ответвления можно ждать чуть ли не полчаса. Выручает наличие расписания, которое рано утром и поздно вечером соблюдается.

Станции достаточно глубокие.




Что не мешает на них делать иногда аж по четыре лифта.




Работают они не всегда. На Skanstull лифт в вестибюль был сломан. Судя по объявлению на дверях, сломался он несколько месяцев назад и с тех пор зарастал граффити и рекламой. В Токио, для сравнения, на лифте на станцию видел объявление о том, что он будет через неделю выключен на профилактику на три часа вне пика, а если бы лифт сломался — его бы немедленно чинили.




Турникеты на станциях достаточно быстрые с большими стеклянными неперепрыгиваемыми створками. Турникетов делают немного, через любой из них можно войти и выйти. Билет единый на все виды городского транспорта, есть зонные талоны, есть смарт-карты. Смарт-карта, когда ее прикладываешь к турникету, ничего не показывает. Цены, естественно, немаленькие. Одна поездка — 30 крон или около 3 евро. Дневной безлимитный проездной — 10 евро. Проездной на месяц — 60 евро, но в итоге получается, что транспорт в Стокгольме дешевле, чем в Москве, где нужно брать отдельные проездные на электричку, ТАТ и метро. Есть льготные билеты и отрывные талоны, которые нужно предъявлять контролеру в будке на входе. Летние сезонки дешевле зимних, что также примечательно. В один из дней турникеты на T-Centralen были сломаны и тех, у кого были смарт-карты — пускали бесплатно. Также в системе существуют зональные тарифы, однако все станции метро находятся в одной зоне.




Мусора много. Не спасает даже большое число урн. Люди сидят на спинках лавочек, а особенно отъявленные негодяи (как местного, так и понаехавшего вида) курят прямо под землей или даже в вагонах метро. Все станции и вагоны просматриваются системами видеонаблюдения, и это очередной довод против повсеместной установки CCTV. Практически полное отсутствие полиции или другого персонала лишь усугубляет проблему, зато не возникает вопросов, можно ли снимать интерьеры станций или поездов. Удивил местный способ чистки станций: просто весь пол поливается водой из шланга.

Это стена станционного тоннеля, на перекладине стоит бутылка и стакан. Поставили их туда спрыгнув на пути, а потом, наверное, встав на третий рельс (в Стокгольме он располагается не под платформой, а у стены).




Что касается поездов, то старых составов уже почти не встретишь. Ездят одинаковые Бомбардье.




Все без исключения — с именами.




Над каждой дверью маршрутоуказатель. Несмотря на то, что туристов в Стокгольме много, остановки объявляют только по-шведски, навигация на станциях умеренно удобная. Только на центральных узлах нужно держать в голове, в какой стороне находится нужная станция, чтобы выбрать правильную платформу.




Сидений вдоль кузова нет, для местных пассажиропотоков (население Стокгольма с агломерацией — всего 2 миллиона человек, а вообще в Швеции живет меньше людей, чем в Москве) расположение кресел оптимальное. Внутри состава сквозной проход из коротких секций с поворачивающимся полом на стыках. Дверь в кабину машиниста глухая, на тоннель не посмотреть.




Вагоны без кондиционеров, только с принудительной вентиляцией. У окна решетка для вытяжки, хорошо обдувает руку.




Кленовый лист — это самое безобидное, что может валяться на полу. Хотя, надо отметить, блинов от жвачек нет и на платформах, и в вагонах.





<< Швеция. Общие замечания << Стокгольм
Наземный общественный транспорт Стокгольма  >> Гётеборг >>