В 1980-х годах население Риги стремительно приближалось к миллиону человек, и щедрое советское правительство недвусмысленно намекнуло латышам, что их столице полагается построить метро. Те подумали и отказались, сославшись на то, что старый город разрушится, и вообще нечего от оккупантов ничего принимать. В итоге остались с трамваем, да и к 2010-м годам население города сократилось на 40%, поэтому особой нужды в метро нет. Трамвай Skoda 15T прекрасен. Один из лучших, если не лучший, на котором я когда-либо ездил. Особенно в варианте с тремя гармошками. Пути в Риге тоже одни из ровных на территории экс-СССР. Трамвай фотогеничен в любой раскраске. Внутри кондиционер и сиденья по схеме 1+2. Для сравнения, в польских PESA, которые обещают Москве, сидячих мест будет куда меньше. И принципиально нет неудобных сидений вдоль стенок. Под потолком сразу три экрана с разной информацией, в том числе картой Google Maps с текущим местоположением (оно мигает, на снимке не видно). На остановках и в салонах новых трамваев наглядная агитация: не платишь за поездку - толкайся в битком набитой старой "Татре", покупаешь билет - пользуйся цивилизованным транспортом. Впрочем, старые "Татры" выглядят вполне прилично. И более соответствуют городскому антуражу. Встречается и переходный вариант из 80-х. И раритеты. В городе действует единая бесконтактная система оплаты общественного транспорта "E-Talon". Проезд по меркам ЕС дешевый, по мере Латвии - чудовищно дорогой. Троллейбусы. Общественный транспорт паркуется очень плотно. В отличие от новых трамваев, все автобусы и троллейбусы не оснащены кондиционерами. Существуют и диковатого вида маршрутки. Городские туры. На знаке "дорога для общественного транспорта" автобусу любовно нарисовали двойные колеса. Остановка. Более распространенная остановка - ни лавки, ни урны. Только знак с расписаниями. Пешеходный переход с подсветкой. В городе мало подземных пешеходных переходов, а везде, где они есть - их не миновать, и они дико неудобные и узкие. За 5 метров до перехода разметка, запрещающая парковку. Велодорожки. Бывшие велодорожки. Рига родина большинства советских электричек. Рига для них - родная среда обитания. Тут они достаточно короткие. Встречаются версии с модернизированным салоном (и преступно уменьшенным числом форточек, как в России). Есть и старый салон с откидными сиденьями, совмещенными с захватами для велосипедов. Ставишь раму переднего колеса в крюк - и все. Велосипед никуда не убежит и места много не займет. Вокзал. На вокзале в Риге объявляют поезда на латышском, английском и русском. Причем согласно латышским законам, на большинстве других станций такой либерализм недопустим, поскольку там не останавливаются поезда международного следования. |