Деревянные заборы при строительстве распространены и в России, но у нас их никогда не вставляют в пазы пластиковых отбойников с водой и не оставляют неокрашенными. В Осло — пожалуйста. И уж точно в России не встретишь деревянных платформ у станций метро. Вход в метро: на табличке — название станции, знак метро (T-bane) и решетка — символ единой транспортной системы города. Вестибюль метро, встроенный в дом. Прямо как в Москве или Питере. Турникеты метро. Рядом свободный проход для тех, кто покидает станцию или едет по проездному. Зачем у турникетов створки — сложно сказать. Подземная станция метро. Надземная станция метро. На станциях с маленьким пассажиропотоком нет турникетов и персонала. Вместо них, как в Японии, сканеры для считывания билетов. Салон вагона метро. Видно, что габарит ненамного уже российского T. С 2010 года в состав метро Осло входит линия Holmenkollen, которая соединяет центр города с лесом Nordmarka. Можно выйти незадолго до конечной и посмотреть на город и фьорды с высоты. Полюбоваться на лыжный трамплин. На деревянные церкви. На троллей. На стандартные предупреждения на стройплощадках. Но еще лучше доехать до конечной станции — Frognerseteren. Она примечательна тем, что расположена в полном нигде. Возле станции нет ни единого магазина, ни одного киоска, ни одного дома — только лес. Причем очень приятный и чистый: с зайцами, озерами, хорошими тропами и освещением, которое включается, видимо, только зимой, когда сюда население города приезжает кататься на лыжах. Чего-то подобного очень не хватает в Москве, где для того, чтобы увидеть почти нетронутую природу, выражаясь словами классика, «нужно сначала полчаса в метро на
эскалатор проталкиваться, потом в электричке два часа про пластмассовые
чудо-верёвки слушать и ещё час через бурьян в самую чорную чащу прогрызаться,
чтобы выйти, наконец, на поляну. А там уже насрано, в самой середине.
И бутылка от кока-колы». Пока ходил по лесу, стемнело. Пришлось возвращаться наощупь и с фонариком. Заодно убедился, что телебашня на вершине холма, хорошо видная из центра Осло, на самом деле необитаемая: внутри никого нет. Трамвай в Осло двух типов. Есть старые высокопольные вагоны. Есть относительно новые низкопольники. Трамвай ходит быстро, по расписанию, но выглядит немного потрепанно. Ретро-трамвай. Рабочий вагон. Почему-то с высокой посадкой в двери. Автобусы. Трамвайная остановка с двумя сидячими местами и двумя насестами. Табло прибытия трамвая. Паромы тоже со знаком решетки — входят в единую тарификацию. Если поискать, значок найдется и на пригородных поездах. В отличие от всего остального, транспорт в Осло стоит нормально. Платформа на вокзале Осло специально для посадки в «подменные автобусы» на случай перебоев в работе ЖД. Имеется велопрокат. В общем, вполне город с нормальным общественным транспортом. В нем есть все, чтобы не ездить на машинах. Двойной запрещающий сигнал пешеходного светофора — для надежности. И унификации с обычным светофором. Яркие заграждения на подъезде к правительственным зданиям. Установлены после теракта Брейвика. На каждом углу зарядки для электромобилей. Мелких машинок и Tesla S очень много, и находиться рядом очень страшно, так как они двигаются совершенно бесшумно, разгоняются быстро и любят неожиданно вылетать из-за угла. Поезд аэроэкспресса. Разгоняется до 210 км/ч, доезжает до центра за 19 минут. Его салон. Отделение вагона с запретом на болтовню по сотовому. Подземная ЖД станция в районе национального театра — без излишеств. |