У Марселя репутация криминального и загаженного мигрантами города. Но после Марокко и Владимирской области уже ничего не страшно — смело отправимся в экспедицию. Страхи, конечно же, преувеличены. Отличный живой город. Самый жуткий квартал. Но осторожности не бывает слишком много: все торговые автоматы прикрыты дополнительным пуленепробиваемым стеклом с отверстиями напротив кнопок и пазух. На помпезной лестнице, ведущей к вокзалу, скульптурная группа, изображающая колониальные владения Франции. Всё-таки считаю, что Франция и другие европейские страны — в ответе за тех, кого приручили. Приходится справляться и с проблемами миграции. Однако пока решение этих проблем решили ограничить строительством комплекса музея миграции, который почему-то рекламируется как место, которое обязательно нужно посетить всем туристам без исключения. Над городом возвышается базилика Нотр-Дам-де-ла-Гард. Видно ее практически отовсюду. Построена базилика в неовизантийском стиле, внутри — богатые мозаики. С потолка свисают гирлянды моделей кораблей и самолетов: это вотивные предметы, пожертвованные моряками и авиаторами, которые посчитали, что их молитва Богородице спасла их от кораблекрушения или авиакатастрофы. Некоторые жертвуют не модельки, а картины. Например, кого-то Богородица уберегла от переезда каретой, автоаварии или лихих людей на дороге. Самая большая картина: кому-то повело не упасть на кладбище. Смотровая площадка у базилики. Крыши. Город достаточно четко разделен на архитектурные слои. Старый город рядом с портом. В нем очень уютные уютные площади с перепадом уровней. Есть новый город, отстроенный уже в XVIII-XIX веке. Наверное, как и в Питере, в городе действовал запрет на окна в брандмауэрах. Но законодатель не учел, что вместо них можно сделать арку в крохотный световой дворик. Значительная часть средневекового старого порта была уничтожена в 1943 году немцами и вишистским режимом якобы из-за этого, что там было «гнездо» сопротивления. Вместо уничтоженных кварталов выстроили здания, который в России было бы проще атрибутировать 1930-ми годами. Впрочем, в уцелевший ансамбль он вписался довольно неплохо (если бы не засилье авто). Современные кварталы. Белые и достаточно блеклые. Марсельские мансарды. Впрочем, основная часть населения города живет в commieblock-ах, и туда едва ли стоит соваться. Есть также архитектурные жемчужины — богадельня «Вьей Шарите». И дворец Лоншам, явно вдохновивший итальянцев на строительство римского Витториано (только в Марселе под дворец не уничтожали историческую застройку). Медуза Горгона под потолком дворца. В колоннаде. Кто там вопит, что в Москве вывески и лайтбоксы заставляют снимать? Макдональдз в Марселе довольствуется и едва заметными на фасаде объемными буквами. Срубленные ветви платанов на месте шинкуют в труху специальной машиной. Ну и Je suis Charlie. Куда без него. |