Кимры

Город Кимры, что на Волге в Тверской области, похоже, всегда с радостью утверждал свою столичную репутацию. Раньше это была "обувная столица", в первой половине XX века — "грузовая столица" (здесь переваливали на Волгу грузы с савёловского направления МЖД), в 90-х годах — "героиновая столица" России: оттуда везли наркоту в Москву, да и до сих пор возят, наверное. Ещё в путеводителях вдруг начали в последние годы вспоминать, о том, что в Кимрах остались отличные памятники русского деревянного и каменного модерна или даже ар-нуво.

Добраться из Москвы в Кимры можно на электричке за два с половиной часа за 231 рубль, а можно на полчаса быстрее доехать по Дмитровскому шоссе на автобусе, причем автобусный билет стоит всего 130 рублей. Автобусы ходят почти каждые полчаса, что опять же не лучшим образом характеризует электрички с огромными перерывами: я ехал на вот этой Скании-ГолАЗе с номером 666, причем в ее салоне не орала музыка и не показывали шедевры российского кинематографа, да и вообще было достаточно удобно. Стоит ли говорить, что автобусы во внепробочные часы переманили к себе всех платежеспособных пассажиров? В этом ГолАЗе впервые в России увидел ремни безопасности, которые, естественно, никто не пристёгивает, хотя на Дмитровском шоссе очень даже нужны: на частых поворотах бросает из стороны в сторону.




На савёловской стороне Кимр на полянке стоит Ту-124 (бортовой номер СССР-64452). Судя по всему, за последние годы единственное, что было сделано для сохранения памятника — покрашен в триколор пьедестал под передним шасси.










Внутри, судя по отзывам местных, давно уже общественный туалет. Вокруг разбросаны детали приборной доски.




В отличие от старых Кимр, в Савёлово сохранилось много двухэтажных кирпичных и деревянных домов послевоенной постройки. Кое-где их сносят и заменяют панельными многоэтажками.




Но старые кварталы выглядят довольно уютно. На другой стороне, в основном, частный сектор или более капитальные дома.




Теплоход "Дмитрий Фурманов", немецкой постройки на Волге.




Общественный транспорт в городе представлен относительно новенькими желтыми ЛиАЗ-5256.




Ну и, конечно, чудовищно гремящими ПАЗами. Такса единая — 10 рублей.




На автобусных остановках никак не могут определиться с названием обслуживающего ОАО. Либо конкуренты аккуратно название затирают.




Мост через Волгу.






Лестничные спуски с него.




Уже при переходе с савёловской на старую кимрскую сторону, становится ясно, что город непростой. В тени на набережной Фадеева прячется удивительный дом с большим круглым окном.




Со стороны его не видно, так что приходится спускаться на набережную.




Что-то подобное я раньше видел только на старых фотографиях из Финляндии.




Каменные постройки тоже удивляют замысловатыми обрамлениями окон.




Местные перепланировщики настолько суровы, что закладывают кирпичами окна, не снимая стекол.




Дом на улице Кирова некогда принадлежал он купцу Лужину, сейчас там "центр Зазеркалье". Судя по фотографиям двухлетней давности, зелени в городе существенно поубавилось. Поскольку и асфальт никто не восстанавливает, пылища стоит невозможная. Рядом с ним промышленная зона: обувные предприятия.






Напротив дома Лужина еще один деревянный особняк с эркером.




Здание библиотеки загорожено полустихийным рынком, а березы, похоже, растут не только из балконов, но даже из стен.




Сохранилось много старых уличных указателей.




Местный музей. Внутри ничего необычного нет, зато все желающие могут сходить к местному антиквару ("Старинные вещи" на Урицкого). Кроме всякой антикварной ерунды на продажу, у него есть ещё экспозиция: можно полюбоваться на французское ядро 1812 года, чернильницу Берии, "чудесно обретенную 16 лет назад" бритву Гитлера и барабан Павлика Морозова. Хозяин этой лавки, кстати, в апреле подал иск к Франции с требованием возместить ущерб в 70 миллионов евро, который причинил его прапра...прабабушке Наполеон Бонапарт. Об этом даже в центральной, прессе сообщали.




Авиаконструктор Андрей Туполев родился не в самих Кимрах, а неподалёку, однако памятник ему установлен именно здесь. Такое впечатление, что надпись о третьем звании героя соцтруда на постамент нанесли позже остальных, а одну из звёзд восстановили взамен украденной.




Здания торговых рядов (нижние и верхние) пустуют и медленно разрушаются. Видимо, заброшены они были ещё в начале 90-х. Нынешний рынок разместился между улицами Урицкого и Карла Маркса, Толстого и Шевченко, но ничего кроме дешевых продуктов и ширпотреба там не обнаружилось.










Удивительный пример самодельных рисованных вывесок.




Офис "Региональная реклама" не работает. Выносят унитазы.




Русский стиль. Бессмысленный и беспощадный.




Рядом с ним на Кирова за высоким забором еще один модерновый домик.




Недалеко от Храма Вознесения в Заречье.








Снова Заречье, улица Орджоникидзе. Прямоугольные окна на первом этаже явно были созданы нашими современниками.




Встречаются, впрочем, и ухоженные деревянные дома.




Но их мало.






Вот этот дом на Панферова, как ни странно, жилой.




Также интересна застройка на улице Московской.










На Горького и вовсе что-то невообразимое с покосившимся крестом на шпиле.




К сожалению, в этом районе дома постепенно начинают перерождаться и менять стены на бетонные.




Разумеется, сайдинг и пластиковые окна убивают и наличники, и фактуру стен.




Этот дом на Московской уже окончательно переродился. По каким-то собственным понятиям о красоте хозяева оставили старые наличники на первом этаже.




Как обычно, в русских городах — всё дело в ракурсе.






Здание школы.




Long gaselle ist long.




О том, почему город постигла такая незавидная судьба, отлично может рассказать аэрофотосъёмка Люфтваффе 1941 года. Потеря значения города после открытия Большой Волги там ещё не чувствуется, но видно, что основная промышленность при СССР строилась на Савёловской стороне, в то время как в старых Кимрах остались только обувные предприятия. Поскольку мост через Волгу появился лишь в 1978 году, развивающееся Савёлово, где появились также техникумы, стало довлеть над старой частью, где городская среда серьёзно пострадала в результате строительства высотки на Урицкого, появления нынешнего рынка и здания администрации. Фактический перенос центра — самая распространенная ошибка советского градостроительства. Кризис 90-х годов, отток населения на работу в Дубну или даже дальше, привел к маргинализации старой части города, где заброшенные дома частного сектора стали отличным пристанищем для наркоманов и наркоторговцев, что ещё больше усилило бегство населения.

Кимры стоит посетить хотя бы потому, что пройдёт ещё пару лет, дома на Фадеева и Кирова просто исчезнут, остальные интересные строения накроют сайдингом и, поскольку ни интересных храмовых комплексов, ни целых кварталов каменной купеческой застройки в городе нет, а оставшиеся старые дома и торговые ряды никто реставрировать не собирается, смотреть тут уже будет не на что.



<< Скидель << Переславль-Залесский
Дубна >> Ярополец >>