Калуга

См. также отчеты: 2015, 2016, 2017

Утренний экспресс из Москвы встречало такое количество полиционеров с ручными металлоискателями и вохроцев, будто в Калугу ожидался приезд на гастроли взвода басаевцев. На каждой платформе и на мосту потом дежурило по жлобу, поэтому на вокзале снимать резко расхотелось. Впрочем, это было единственное негативное впечатление от города.



Город оказался на удивление нажористым. Видно, что какие-то деньги от автозаводов и сборочных линий всяких самсунгов в области оседают и в карманах жителей. Повсюду в центре идёт бойкая торговля, которой совсем не ожидали советские архитекторы. Даже вдоль второстепенных улиц первые этажи выкуплены под магазины, и для доступа к ним выстроены лестницы. На сталинках — капитальные.




На хрущевках и "брежневеках" — попроще, металлические. Примечательно, что лестницы имеются даже у некоторых современных домов.




Балконы активно используются как рекламные площади. Иногда для рекламы самих балконов.




Еще лет пять назад, как я понял, почти весь город выглядел приблизительно вот так.




И так.




Хотя можно ещё увидеть относительно нетронутые кварталы, старые здания скоро окончательно вымрут.




Самые лучшие видовые склоны заняла современная коттеджная застройка.




Центр, особенно улицу Кирова, потихоньку оккупируют коробки-стекляшки и странные здания с намёками на модерн.




Кризис и здесь сыграл свою положительную роль, поставив крест на самых уродливых проектах.




На упомянутой улице Кирова остался один единственный деревянный дом, и тот как следует залеплен рекламой.




Однако для вдохновения осталось много нетронутых местечек. Тут и сталинские дворцы.




И каменные мосты XVIII века.




Ну и вообще много всего хорошего.














Главное — не заглядывать во дворы к многоэтажкам.




Старейшее гражданское здание, палаты купцов Коробовых XVII века, занимает краеведческий музей. Ему совершенно пофиг на то, что афиши его идиотских выставок закрывают каменные наличники. В окнах были видны какие-то макаки. Убивать супостатов.




Торговые ряды в непотребном состоянии, пусть и стоят напротив здания областной администрации.




Котельным установили трубы интересной формы.




Когда ехал на троллейбусе, случайно обратил внимание на вывеску "Домашняя японская кухня" и решил для себя, что обязательно там пообедаю. Когда вернулся туда пешком, обнаружил вторую вывеску: "суши-бар". Калуга же. Есть пришлось в обратной электричке припасами, купленными в "Дикси".




На улицах продают молоко из цистерн.




В Калуге есть своё метро.




В домах живут инвалиды войны.




Судя по трафаретному и прочему граффити, калужан очень беспокоит националистический дискурс, хотя ни кавказцев, ни среднеазиатов на улицах не видать.










Впрочем, кто-то просто наблюдает дзен.




Компании воюют за право быть номером подъезда и списком квартир.






Забор коммунистической прессы.




Одной из главных достопримечательностей города являются троллейбусы.








Ничего особенного в самих троллейбусах нет: просто ЗиУ и Троллзы в приличном состоянии, некоторые даже с электронными маршрутоукзателями. Самое выдающееся в них — это цена за проезд 8 рублей. Я уж и не вспомню, когда в России такие цены видел!




Отчасти низкая цена компенсируется отвратительным состоянием информационной и прочей инфраструктуры. Практически все остановочные пункты — просто грязная будка с урнами. Всего два-три раза встретились новые остановки с картой города.




На паре остановок видел табличку с номерами троллейбусов, интервалами и вечерним расписанием. Интервалы соблюдаются, троллейбус "единица" идёт от вокзала через центр и все достопримечательности к музею Космонавтики. Очень удобно для туристов.




Кому-то, видимо, не лень платить лишние 5 рублей за пустяковую экономию во времени, и на всех троллейбусных маршрутах паразитируют "газели". Автобусное же сообщение целиком состоит из пазен-газенвагенов.






Однако изредка можно встретить и "Нефазы", принадлежащие троллейбусному МУПу.




Летом здесь растает сплошная наледь, обнажится повсеместно уложенная тротуарная плитка, и станет совсем хорошо.



<< Бремен << Германия. Железные дороги
Москва. В районе Никитской >> Москва. Интерьеры Покровского собора >>