Немецкие железные дороги



Несколько раз от заядлых путешественников слышал утверждение о том, какие хорошие скоростные поезда в Германии, и какие унылые, малонавороченные — в Японии. Однако после крушения ICE в Эшеде и катастрофы маглева на испытательном полигоне по поводу немецких железных дорог никаких иллюзий у меня не было.

Заметка в журнале "Железные дороги мира" № 2 за 2011 год отлично иллюстрируют сложившуюся ситуацию:

Зимние задержки поездов в Германии

На заседании транспортной комиссии бундестага, состоявшемся в середине января 2011 г., были оглашены официальные цифры, касающиеся точности соблюдения графика движения поездов на сети железных дорог Германии. Так, в декабре 2010 года точность соблюдения графика поездами пригородного сообщения составила 77,2%, поездами дальнего следования — 70% и ниже (в некоторые дни). В первый день Рождества выдерживали график движения лишь 20,5% поездов. Эта ситуация коснулась и грузовых поездов, при этом некоторые сортировочные станции были частично закрыты. В декабре 2010 года в соответствии с графиком отправлялись 67,5% грузовых поездов, а прибывали по графику лишь 49,1%.

Вот вам и хвалёный немецкий Ordung. При мне в конце февраля в Гамбурге отправлялся по расписанию лишь каждый четвертый поезд, притом никаких значительных осадков в то время не было. Пятиминутные задержки, я так понял, даже за опоздания не считались. Немцы всё это тоже осознают и даже завистливо посматривают в сторону России.


Германия, конечно, не Италия по числу разрисованных поездов, но каляку-маляку и тут можно встретить. Это, например, поезд InterCity, прибывающий на станцию Люнебург. Головной вагон — просто безмоторная кабина, состав сзади толкает электровоз.




Коридор в старом вагоне IC первого класса. С удивлением обнаружил, что первый класс ничем не отличается от польского — тоже по три кресла друг напротив друга в купе. Второй класс — "авиационный" с расположением кресел 2+2 и проходом посредине.




На большинство междугородних поездов можно купить билеты без места, а можно потратить несколько лишних евро и зарезервировать сиденье. Поскольку у IC поездов достаточно длинные маршруты, резервирование действует только на нужных участках. Пока "хозяев" нет, можно спокойно занять их место. Раньше информацию о резервировании вставляли проводники, теперь всё делается автоматически на электронных табло.




А такие буклетики раздают пассажирам поезда — это подробное описание маршрута с перечислением пересадок на каждом остановочном пункте. Это, кстати говоря, одна из причин опозданий поездов: менеджмент DB решил, что пусть лучше поезд соблюдает пересадочные связки, чем расписание. В итоге опоздание одного IC или ICE кладет расписание у всех завязанных на него маршрутов. Но буклетик славный. Оставил себе в коллекцию.




В вагонах имеются урны для раздельного сбора мусора. Такого даже в синкансэнах нет: там в тамбурах в помойку кидается всё подряд.




Скоростной поезд ICE1.




А это чудо, может, и похоже на "Сапсан", но это не ICE Velaro, а дизель-поезд ICE-TD, с конструкционной скоростью в 200 км/ч. Сейчас он ходит от Берлина в Копенгаген через Гамбург.




А это ещё одна причина частых опозданий на немецких железных дорогах — поезд-частник. После приватизации DB частные фирмы не особенно утруждают себя соблюдением расписаний.




Подвижной состав самого DB на вокзале Бремена.




А это Metronom — тоже частная контора, возящая пассажиров на севере Германии.




Alkoholfrei, между прочим. Мне повезло ехать до Бремена на одном вагоне IC с футбольным болельщиками St. Pauli, и они спокойно распивали спиртные напитки.




И в двухэтажных вагонах DB Regio, и в двухэтажных Metronom приятное синее освещение в салоне. Только у Metronom-а ещё есть электронные дисплейчики над каждым рядом, которые показывают зарезервированные места. Обзор со второго этажа безусловно лучше, и там все стараются занять места в первую очередь, но одежда с крючков свисает прямо над креслом у окна. Сами кресла по ходу движения не поворачиваются. Фе.






Залётный швейцарец в Люнебурге.




Старичок-немец.




Китовый объектив умеет делать смаз в движении. Лучше бы он нормально в сумерках снимал.






На станции Лeнебург предупреждают о прохождении ICE или товарняка (которые тут носятся со скоростью 100-140 км/ч) уже когда поезд влетает на платформу. Разметка на платформах этого не учитывает, зато вдоль ограничительной линии кто-то настойчиво навклеивал плитки с указателем в сторону вокзала. Как будто и так не видно.




Просто перекидное табло в Люнебурге.



Отдельные теплые слова можно высказать о системе оплаты проезда. При посадке никто билеты не проверяет, в салонах ходят контролеры, но не всегда. Пару раз на Metronom и DB Regio контролеров не встретил вообще. И ещё один раз встретил избирательный перронный контроль уже по прибытию по поезда. Причем во время последнего у меня зачем-то отобрали билетик. Не то что бы он мне очень нужен в коллекцию, но непонятно, зачем он им сдался.

Отдельный ужас — это автоматы по продаже билетов. Поскольку в отеле принтера для распечатки электронных билетов не было, а график поездок составлялся по текущему прогнозу погоды, а не заранее, пришлось покупать билеты через автоматы (в кассах берётся комиссия за услугу). Особенно весело было покупать билеты в Любек. Выбирается пункт назначения, вылетает список ближайших поездов. Выбирается нужное время отправления. Но поскольку билет без резервирования места, и действует он в течение дня, потом вылезает форма выбора двух маршрутов: через Бад-Ольдесло и, кажется, Рацебург. Через Рацебург — дороже. Но я совершенно не знаю географии тех краёв, и мне эти названия ничего не говорят. Определить, как идёт нужный поезд можно лишь изучив бумажное расписание. Но в отличие от Швеции хотя бы никто не заставляет имя вводить.

Однако кататься на поездах вполне приятно. Едут быстро, кресла удобные, за окном мелькают леса, поля, ветряки и пасущийся скот. Остальное — вторично, на самом деле.

<< Любек << Бремен
Калуга >> Москва. В районе Никитской >>