Дания. Копенгаген. Часть I

Паутина абсолютно на всех камерах CCTV?




Вообще под любыми потолками в общественных местах?




Навязчивые надписи повсюду?






Веселые розетки?




Мы в Дании.

О Копенгагене бытует слава как о самом передовом городе в плане велосипедной и пешеходной инфраструктуры. Удобство для жизни, все на благо человека. Отсюда вышли многие известные урбанисты, в том числе Ян Гейл.




Слава эта сильно преувеличена. Сетку к строительным лесам здесь прикручивают проволокой, чтобы она цеплялась за рукава — прямо как в России.




Велосипеды здесь любят, конечно.




И велосипедистов много.




И на некоторых такси даже есть кронштейны для двухколесных друзей.




Но главной визуальной составляющей города по-прежнему являются автомобили, а самих велосипедистов все-таки меньше, чем, скажем, в Амстердаме.




И велоинфраструктура не впечатляет даже по сравнению с соседней Швецией. Велосипедисты почти всегда едут на уровне проезжей части, иногда они отделены от автомобильного потока припаркованными машинами.




А иногда и вовсе ничем не отделены: велодорожкой часто могут пользоваться автомобилисты для поворота направо.




За исключением нескольких пешеходных улиц в центре, реализованных проектов по созданию пешеходных зон в других местах немного.




Но за пределами центра на широких проспектах видно хорошее разделение. Полосы для автомобилей, крайняя полоса для общественного транспорта, потом велодорожка, далее тротуар мощеный плиткой и, наконец, грунтовая дорожка для тех, кто любит побегать (девушка везет по ней велосипед и будет, наверное, жесточайше наказана).




Национальное развлечение — сорвать чужой велосипед с парковки и выкинуть его в железнодорожную выемку, откуда его никогда не достать. Тут велосипед всего один валяется, из окна поезда рядом с главным вокзалом видел целое кладбище из ржавых велосипедов и прочего мусора.

Поезд на фото — S-bahn, главный общественный транспорт города.




Замысловатые сиденья в S-bahn. Во всех поездах (и большинстве автобусов) есть бесплатный вай-фай, но чтобы получить к нему доступ, необходимо пройти авторизацию через sms на номер телефона.




В поездах есть тамбуры, чтобы открыть дверь из салона, нужно попасть пальцем в крошечную синюю метку на створке.




Места для велосипедов, детских колясок и инвалидов.




Подземная станция Norreport. Мрачноватое и пустынное место, используемое как общественный туалет.




Также в городе с середины 90-х взялись за строительство метро. Выглядят поезда вот так. В сети пока одна линия с разветвлением на аэропорт и жилые пригороды. На окраинах оно идет на поверхности, в центре — мелкого заложения. В будущем построят еще одну линию — кольцевую.




Машиниста нет.




Можно посидеть на его месте.




Салон.




На станциях рекламируют автомобили.




Практически все подземные станции построены в несколько ярусов: с поверхности по лестнице спускаешься к залу с билетными автоматами, потом двумя эскалаторами с пересадкой — до платформы, огороженной стеклянными дверцами (на наземных станциях ограждений нет). Есть лифты. Поскольку все автоматизировано, и из персонала на станциях можно встретить только контролеров, все хозяйство достаточно занюхано, мусор, бомжи, все как полагается.






Профессиональная фотосъемка запрещена.




Столбик для чекина смарт-картой.
Кроме смарт-карт есть и обычные бумажные билеты, система транспорта интегрированная, очень дорогая. В 2012 году дневной безлимитный билет стоил около 1000 рублей, а самый дешевый билет на две зоны (не хватит даже доехать до аэропорта из центра на метро) - около 130 рублей.




Автобусы.




Подобие маршруток.




Автобусная остановка. Павильоны встречаются очень редко.




Тоже транспорт.




Ну и патрульный катер. Все снимали копенгагенскую «русалочку», а я — катер.




Пешеходные улицы. Вполне обычные.






Чтобы не класть некрасивую плитку для слепых, тут догадались устанавливать вот такие металлические насечки, которые совершенно не мозолят глаз зрячего, а слепому помогают.




Но главное, в Копенгагене пешеходов больше не загоняют в узкие подземные переходы, построенные в 60-е годы в угоду автомобилистам. Тоннели эти либо закрыты, либо превращены в стихийные мусорки, а пересечь улицу можно по нормальному наземному переходу со светофором, зеленый свет для пешеходов на котором никогда не приходится ждать больше 20-30 секунд. А это один из важнейших показателей качества городской среды.



<< Летняя Москва. Часть I << Летняя Москва. Часть II
Копенгаген. Часть II >> Хельсинёр >>